Арктическая логистика в Якутии: «зеленые авиарейсы» приходят на смену речным судам

С 23 сентября в Якутии начались «зеленые рейсы» в арктические районы, не охваченные навигацией, такие как Оленекский, Верхоянский, Момский, Эвено-Бытантайский и Анабарский. На сегодняшний день с помощью авиации фактически доставлено 138,5 тонн социально значимых продовольственных товаров при плане 441 тонн. Об этом сообщили в пресс-службе Арктической торгово-логистической компании, ранее известной как Якутоптторг.

43 «зеленых» рейса в Арктику

По данным компании, до конца года самолетами планируется перевезти 442 тонны, из которых 286,5 тонн — на самолетах АН-26 из Якутска до районных центров арктических районов и еще 155,5 тонн — с помощью малой авиации до отдаленных населенных пунктов.

В ближайшие дни запланированы следующие авиарейсы: два в село Саккырыр Эвено-Бытантайского района, один в Эйик Оленекского района и один в село Оленек.

Завоз расширенного ассортимента продовольственных товаров в арктические районы начался с июня. По состоянию на 1 октября силами малой авиации было доставлено 53 тонны товара. До конца года планируется доставить 155,5 тонн социально значимых продовольственных товаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты.

«Если в летние месяцы самолеты АН-2 вылетали из Якутска до близлежащих населенных пунктов арктических районов, то сейчас начинаются внутренние рейсы по бассейнам арктических рек Яна, Индигирка и Колыма. К самолетам АН-2 подключаются вертолеты МИ-8», — рассказали в компании.

План завоза навигацией выполнен

В летний период навигации 2024 года были утверждены рекомендуемые объемы СЗПТ и РСЗПТ в размере 2 740,50 тонн. На 30 сентября 2024 года удалось отгрузить 2 749,09 тонн, что составило 100,31% от плана.

Сайдам Степанов, генеральный директор АО «Арктическая торгово-логистическая компания», комментирует итоги сезона навигации:

— На сегодняшний день у нас завершился завоз продовольственных товаров водным транспортом. Сейчас идет разгрузка крайнего судна, которое вернулось с арктической навигации — это теплоход «Магдебург». Он собрал промысловую рыбу с участков Булунского района. Остальные теплоходы вернулись раньше.

В период навигации мы завезли 2740 тонн товаров, полностью выполнив план. На обратном пути мы привезли более 800 тонн промысловой рыбы из Булунского и Аллаиховского районов. С конца сентября у нас начался завоз продовольственных товаров авиатранспортом в пять арктических районов.

До конца года планируется авиатранспортом завезти 416 тонн. В целом, годовой план составляет 8,5 тысячи тонн товарных запасов, — рассказал генеральный директор.

В распоряжении компании находится шесть судов, из них три морских: «СТК-1012», «Михаил Мальчиков» и «Магдебург», которые доставляют в северные и арктические районы продукты, свежие овощи и фрукты, а обратным рейсом привозят свежемороженую рыбу.

По данным Арктической торгово-логистической компании, этим летом поставка продовольствия была выполнена судами «Михаил Мальчиков», «Магдебург», «СТК-1012», «СПО-826», «Виктор Худорожко» и «Фрейр». Все они сейчас готовятся к зимнему отстою.

Новые схемы доставки грузов

Практика прошлого года показала, что завоз по реке Колыма с использованием специальных мелкосидящих катеров является отличной заменой авиаперевозке. Новая схема доставки позволила сократить расходы на транспортировку, что, в свою очередь, позволило расширить ассортимент доставляемых товаров в период навигации. Например, в 2024 году в летний период навигации через Сеймчан было отправлено 143,0 тонны продовольствия, включая 73,71 тонны в Зырянку и 69,29 тонны в Среднеколымск.

В этом году Арктическая торгово-логистическая компания протестировала новую схему доставки продовольствия в Оленекский район: сначала на автомобильном транспорте продукты доставляются из Якутска в Удачный, оттуда на вездеходах, а затем на маломерных судах осуществляется доставка в Оленек. По данной схеме в летние месяцы в село Оленек поставили 6 тонн свежих овощей и фруктов.

В прошлом году компания своими силами построила мелкосидящее судно грузоподъемностью до восьми тонн под названием «Фрейр». Из-за снижения уровня воды в арктических реках с 2019 года в период навигации суда Якутоптторга не могли зайти на реку Колыма для обеспечения продуктами Среднеколымска и Зырянки. Арктическая навигация открывается только с 20 июля, поэтому в летние месяцы не было возможности снабжать колымские районы в полном объеме. «Фрейр» и аналогичное судно «Актер» обеспечили поставки широкого ассортимента продукции в Зырянку и Среднеколымск с середины июня по начало сентября, как отметили в компании.

ТЛЦ расширяют ассортимент

По инициативе главы Якутии Айсена Николаева с 2021 года в регионе началось строительство торгово-логистических центров. Сегодня объемы завоза расширенного ассортимента возросли в 6 раз по сравнению с 2020 годом. Поставка овощей благодаря строительству ТЛЦ увеличилась в 5 раз.

К концу 2025 года компания планирует запустить такие центры во всех арктических районах республики и завершить строительство крупнейшего цеха по консервации овощей, мяса и переработке дикоросов в Якутске.

Работы предстоит много, однако сотрудники АТЛК не скрывают своего воодушевления от того, как жители северных районов искренне радуются возможности купить для своих семей свежие фрукты, овощи, колбасу и молочные продукты, удивляются разнообразию ассортимента и возможности выбирать товар, как в супермаркетах.

Валентина Догоюсова. Фото предоставлено АТЛК и из архива районных газет

Читайте дальше